Система социального обслуживания и процессы предоставления социальных услуг

В целом социальное обслуживание регулируется федеральным законом. 28. 12. 2013 г. 442-ФЗ и специальным ГОСТ Р 52143-2013. Эти документы распространяются на все организации социального обслуживания, независимо от их организационно-правовой формы.

Всего установлено восемь видов социальных услуг (ст. 20 Закона 442). Кратко рассмотрим эти услуги на примере.

    Кто имеет право на получение социальных услуг?

    Социальные услуги всех видов призваны улучшить качество жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В то же время эти услуги направлены на компенсацию значительно ухудшившихся условий жизни. Ухудшение качества жизни происходит по разным причинам. К ним относятся следующие (Закон № 442-ФЗ, ст. 15):

      В этом списке перечислены лишь некоторые из причин, ухудшающих жизнь людей, но на самом деле их гораздо больше. Однако даже если есть законные основания для обращения в социальные службы, не все получают их бесплатно.

      Бытовые, полустационарные и плановые бесплатные социальные услуги (формы предоставления услуг рассмотрены ниже) предоставляются только несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и межнациональных вооруженных конфликтов (Закон № 442-ФЗ, статья 31). Однако регион может дополнительно определить другие категории населения, которым предоставляются бесплатные социальные услуги.

      Еще одно существенное условие — среднедушевой доход (СПД) населения, подавшего заявку, не должен превышать установленный максимум. В противном случае в предоставлении бесплатных социальных услуг может быть отказано.

      Порядок определения СДД устанавливается Правительством РФ. При этом максимальный размер СДД определяется индивидуально в каждом регионе. При этом СДД не может быть ниже 1,5 прожиточного минимума (ПМЖ) для соответствующей категории населения (как известно, ПМЖ определяется индивидуально для работающих граждан, детей и пенсионеров).

      Каковы цели индивидуальных программ?

      Для предоставления социальных услуг индивидуальные программы должны быть составлены в формате, утвержденном приказом Минтруда России. 874н от 11 октября 2014 г. Это документ, определяющий все особенности социального обслуживания. Он включает в себя форму, место и условия предоставления социальных услуг, полный перечень всех услуг и мероприятий по социальной поддержке. Эта отдельная программа используется для предоставления социальных услуг населению.

      Социальное обслуживание: понятия, принципы и формы

      Социальные службы являются самостоятельными юридическими лицами и имеют свои правовые нормы, регулирующие общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

      Социальные услуги рассматриваются в двух аспектах: экономическом и правовом. Услуги, предоставляемые в контексте социального обслуживания, являются одним из видов потребительской стоимости и не влияют на благосостояние людей.

      Услуги — это вид деятельности, и их полезный результат связан с удовлетворением конкретной потребности.

      Можно провести различие между материальными и нематериальными услугами. К материальным услугам относятся транспорт, связь и торговля. К нематериальным услугам относятся образование, здравоохранение, искусство, кредитование и страхование.

      Словарь социальной работы определяет социальные услуги следующим образом

      Советуем прочитать:  Статья 219 Продолжение производства по делу

      Социальные услуги — предоставление конкретных социальных услуг людям, которые не в состоянии позаботиться о себе и зависят от других в удовлетворении своих потребностей для нормального развития.

      Федеральный закон «Об основных принципах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дает следующее определение

      «Социальное обслуживание — это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию бытовых, медицинских, психологических, юридических услуг и материальной помощи, а также проведению мероприятий по социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

      Понятие «социальное обслуживание» трактуется как деятельность, обеспечивающая поддержку клиентов социальных служб, то есть граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Социальные услуги предоставляют нефинансовые формы обслуживания. Гражданам, не способным к самообеспечению в силу преклонного возраста, в первую очередь необходимы услуги, обеспечивающие их жизнедеятельность: питание, уход. Они не могут организовать свою жизнь без посторонней помощи.

      Для социальных служб характерно не только решение трудных ситуаций, но и профилактика и предупреждение.

      Социальные службы стремятся удовлетворить потребности людей и помочь в решении возникающих проблем.

      Субъекты правоотношений социальных служб

      Субъектами правоотношений являются органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, с одной стороны, организации, осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, клиенты социальных служб, люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальном обслуживании. С другой стороны.

      Иностранцы и люди имеют те же права на пользование социальными услугами, что и граждане России.

      Тяжелое жизненное положение

      Социальные услуги предоставляются после наступления определенных юридических событий. Это то, что в документе называется трудным жизненным положением.

      Трудное жизненное положение — это совокупность обстоятельств, которые мешают человеку жить и которые он не может преодолеть самостоятельно.

      Применительно к юридической литературе трудные жизненные ситуации — это события, которые важны для человека и имеют отношение к его потребностям и ценностям. Эти события влияют на поведение, состояние и мировоззрение человека. Жизненные ситуации могут быть в должной мере трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни и ставят перед человеком нерешенные вопросы. В таких ситуациях человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система претензий к субъекту, что приводит к тревоге, психологическим срывам и психическим расстройствам.

      Тяжелые ситуации могут возникать из-за болезни, травмы, частичной или полной потери самообслуживания, потери одного из родителей, семейного неблагополучия (жестокое обращение, антисоциальное поведение членов семьи), ВИЧ в семье, наркомании, алкогольной зависимости. Инвалидность, бедность, потеря крыши над головой, ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, войны или по другим причинам.

      Советуем прочитать:  Загранпаспорта для детей через госуслуги

      Если человек не в состоянии справиться с ситуацией, государство предоставляет помощь для ее преодоления.

      Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий, включая обеспечение пострадавшего жильем, организацию питания, медицинскую помощь, меры по восстановлению документов, обеспечение одеждой и предметами первой необходимости.

      И люди, и их семьи могут вести трудный образ жизни. Со стороны государства можно выделить различные категории граждан, нуждающихся в социальной помощи.

        Социальные услуги могут быть предоставлены следующим категориям семей.

          Государственная помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

          Органы государственной власти и субъектов Российской Федерации уполномочены создавать службы и осуществлять деятельность в сфере социального обслуживания. Люди с ограниченными возможностями обеспечивают обучение, развитие и лечение детей-инвалидов в учреждениях образования, социальной защиты и здравоохранения. Существуют программы индивидуальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

          Для оказания социальных услуг создаются специальные организации. Это комплексные центры социального обслуживания населения, центры помощи семье, социально-реабилитационные учреждения, приюты, центры экстренной психологической помощи, общежития, дома престарелых, дома-интернаты для инвалидов и геронтологические центры.

          Социальные службы в России

          Социальные службы в России как институты социального труда начали формироваться в 90-е годы 20 века.

          Поскольку истории становления социальных служб посвящено немало проектов, мы хотели бы рассмотреть современное состояние социального обслуживания в России.

          Современное состояние социального обслуживания характеризуется и в основном зависит от принятия нового закона об основах социального обслуживания. Целесообразно рассмотреть, что этот закон привнес в современную систему социального обслуживания

          Основы и порядок предоставления социальных услуг

          Новый закон о социальном обслуживании был издан в 1995 году, т.е. в начале своего создания он заменил закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» «Об обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Услуги услуг.

          По мнению парламентариев, принятие нового закона было необходимо в связи с устаревшим состоянием закона 1995 года и устаревшей моделью социального обслуживания, основанной на неспособности удовлетворить потребности бедного населения. Новый закон призван связать теоретический и практический опыт в сфере социального обслуживания, поддержать развитие системы социального обслуживания и повысить ее качество, эффективность и общий уровень.

          Одним из нововведений закона стало четкое разграничение предметов ведения в сфере социального обслуживания между федеральными органами и принципами субъектов Российской Федерации. Так, федеральные органы определяют минимальные требования к социальному обслуживанию, а региональные органы занимаются реализацией социальных услуг на уровне, соответствующем законодательству, позволяя региональным органам определять более высокие требования к социальному обслуживанию с учетом периферийного оборудования. Специфика.

          Советуем прочитать:  Как отменить платеж в Сбербанке онлайн: пошаговая инструкция

          В новом законе отсутствует понятие трудной жизни, но вводится понятие.

            Последнее понятие заменило понятие трудной жизни, за исключением того, что ситуация является открытой.

            Новый закон выводит из понятия клиента социальной службы и устанавливает, что предоставление социальных услуг, не являющихся самоцелью, в предусмотренной законом форме служит для улучшения условий жизни человека и повышения вероятности самостоятельного удовлетворения своих основных потребностей.

            Одним из новшеств в предоставлении социальных услуг является составление индивидуальных программ, что на практике еще больше углубляет принцип нацеленности на обслуживание. Ранее составлялись договоры на обслуживание, которые могли заключаться на определенный срок или бессрочно. По закону индивидуальные программы пересматриваются не реже одного раза в три года с учетом последствий реализации программы и потребностей клиента.

            Согласно нововведению, получатели услуг получили право выбирать, кто будет предоставлять социальные услуги.

            Новый закон также расширяет возможности для негосударственного сектора, так как на федеральные и региональные органы власти возложена обязанность по подготовке реестра поставщиков социальных услуг, помимо государственных социальных организаций и любых юридических лиц, в этот реестр будут включены предприниматели, оказывающие социальные услуги.

            Действительно, закон предоставляет негосударственному сектору социального обслуживания возможность получать субсидии и гранты из бюджетов разных уровней Российской Федерации и участвовать в государственных закупках.

            Оплата социальных услуг

            Закон 2013 года сохраняет бесплатную основу для всех форм социального обслуживания только для ограниченной категории получателей — несовершеннолетних и несовершеннолетних, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Субъекты Российской Федерации могут расширить круг лиц, получающих бесплатные услуги.

            Закон о социальном обслуживании сохраняет за отдельными категориями граждан право на бесплатное получение некоторых видов социальных услуг. Например, инвалиды и ветераны боевых действий имеют право получать социальные услуги на дому и в полустационарной форме на безвозвратной основе.

            Закон ограничивает максимальный размер вознаграждения за предоставление социальных услуг. Оно не должно превышать 50 % разницы между среднедушевым доходом клиента и полуторадневной разницей между прожиточным минимумом на дому и в полустационарном обществе. При стационарном обслуживании — 75 % среднедушевого дохода обслуживаемого или клиента.

            Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
            Добавить комментарий

            ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

            Adblock
            detector