В условиях построения и реализации системы государственной власти на основе принципа разграничения полномочий подсудность играет роль рабочего правового механизма, позволяющего применить данное положение к государственному строительству. Кроме того, недостаточно провозгласить принцип разграничения полномочий, его необходимо применить на практике к законам и юридической практике всех государственных органов с помощью правовых норм.
Правовой статус граждан, как и других субъектов российского права, включает в себя различные права и обязанности, гарантированные правовыми нормами. Государство стремится обеспечить полную защиту субъективных прав.
Подсудность в гражданском процессе призвана определить точный объем гражданского дела.
Подсудность общей юрисдикции определяется путем исключения. То есть все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к подведомственности арбитражного суда. Поэтому важно правильно разграничить юрисдикцию суда общей юрисдикции и арбитража. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражного суда производится по совокупности двух признаков: во-первых, характер спора — является экономическим и связан с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристика разногласий — процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года о юридических лицах и гражданском предпринимательстве арбитраже № 95-ФЗ [текст] // Собрание законодательства РФ. 2002, ст. 28.
В соответствии с этим различают подведомственность — суды общей юрисдикции или арбитражные суды, и административную подведомственность дел общественным организациям — арбитражным судам, Комиссии по ценным бумагам и биржам и др. а также административной юрисдикцией.
В результате решение вопроса о подведомственности гражданского департамента в суде общей юрисдикции заключается в определении того, какие из гражданских исков, рассматриваемых судом, подведомственны ему по закону.
Ограничения юрисдикции четко прописаны в главе 3 Гражданского процессуального кодекса. Таким образом, статья 22 (Юрисдикция судов по гражданским делам) является основополагающей.
В принципе, возникновение правоотношений по определению подсудности в сфере внутренних дел не имеет принципиального значения. Права и свободы граждан подлежат судебной защите, что следует из приведенных выше положений. Если законом прямо не определен иной порядок.
Что касается дел, подлежащих рассмотрению в Суде по делам о питании, то в ГПК предусмотрена специальная юрисдикция Суда по делам о питании, независимо от того, является ли участником отношений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, иная организация или гражданин. Достаточная характеристика — характер различий.
В настоящее время российское законодательство существенно меняет распределение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, значительно расширяя юрисдикцию последних и лишая некоторые категории дел подведомственности судов общей юрисдикции. Так, дела о разногласиях между акционерами и анонимными обществами, участниками иных хозяйственных товариществ и предприятий, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и предприятий, независимо от характера разногласий, подведомственны суду общей юрисдикции. В то же время, поскольку производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными обществами или корпорациями, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подсудны судам общей юрисдикции. Кроме того, суды общей юрисдикции обязаны рассматривать трудовые споры между акционерами — физическими лицами, участниками анонимного общества или иного финансового товарищества или компании, и этим финансовым товариществом или компанией. Кроме того, суд общей юрисдикции, но не суд по питанию, должен рассматривать споры между финансовыми товариществами и корпоративными участниками, если хотя бы один из них является гражданином без статуса индивидуального предпринимателя. Если эти споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью этих финансовых товариществ или предприятий.
К подсудности суда общей юрисдикции относятся дела, возникающие из публичных правоотношений, как это определено в статье 245 Гражданского процессуального кодекса. Сопоставление перечня статьи 245 ГПК РФ и статьи 29 АПК РФ показывает необходимость разграничения подведомственности в этой сфере не только между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, но и между конституционными (уставными) судами.
Во-первых, такое разграничение необходимо при оспаривании нормативных правовых актов. Согласно ранее действовавшему законодательству, дела данной категории рассматривались либо судом общей юрисдикции, либо Конституционным судом. Однако в некоторых федеральных законах появились нормы, прямо указывающие на подведомственность дел арбитражному суду при оспаривании тех или иных нормативных актов. Например, статья 138 Налогового кодекса, которая гласит, что оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов осуществляется в арбитражном суде. Соответствующая ГЭК поддержала законодательную базу для таких случаев, изложив статью 29 Регламента ГЭК. В соответствии с ней суды по питанию расследуют нарушения нормативного правового акта и нарушения прав и законных интересов в порядке административного производства. Заявители в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при условии, что Федеральным законом рассмотрение отнесено к компетенции Арбитражного суда. Несмотря на появление в ГЭК данной нормы, общие правила подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов остаются прежними — лица, подведомственные суду общей юрисдикции, независимо от того, в какой суд они обращаются — физический или юридический, и правоотношения, регулируемые спорными нормативными правовыми актами .
К специальной подведомственности арбитражного суда относятся дела об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также разногласия при создании, реорганизации и ликвидации организаций. Однако и в этих случаях критерием разграничения подведомственности между судом общей юрисдикции и третейским судом является характер деятельности, для которой создано учреждение.
Разграничение юрисдикции по определенным процессам и другим делам, не связанным с судебным разбирательством, должно проводиться в соответствии с принципами, которые должны толковаться с учетом особого характера этих дел. Так, существуют категории дел, отнесенных законом к безусловной подсудности общего или арбитражного суда. Дела, имеющие юридическое значение, решения арбитражных судов и выдача исполнительных листов, признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей, а также питание судов по вышеуказанным признакам: питание должностных лиц судов по признакам субъектов — юридических лиц, гражданских предпринимателей и участников правоотношений. При этом учитывается ведение предпринимательской и коммерческой деятельности.
Поэтому при определении подсудности судебного дела необходимо исходить из содержания и характера правоотношений (независимо от того, носят они экономический характер или нет). При этом учитывается юрисдикционное пространство между сторонами, а также, за исключением вышеуказанных правил, исключения и другие дополнительные критерии, установленные законом.